На пороге третьего тысячелетия всех интересуют вопросы, связанные с оценками перспектив и прогнозами их дела в будущем. Понятно, что прогнозы - дело достаточно сложное и не благодарное, и, учитывая отсутствие пророков в своем отечестве, особенно в данном пока еще очень узком и проходящем период становления направлении, обратимся к пророкам заморским. Так как мы занимаемся производством соевых продуктов питания, то совершенно естественно, что нас интересует поставленный в заголовке конкретный вопрос, касающийся нашего направления работ, хотя, говоря по правде, никаких сомнений в перспективности этого дела в России у нас нет. Но всегда приятно иметь подтверждение своей уверенности также и у других компетентных сторонних специалистов.
Мы решили воспользоваться для этих целей данными глобальной сети "Интернет", в которой мы в последнее время достаточно активно работаем.
В этой связи нас привлекли данные, основательно обсуждавшиеся на третьем международном симпозиуме, состоявшемся 12-13 ноября 1998 года в г. Луисвилле штата Кентукки (США).
Многие выступления докладчиков касались традиционных аспектов влияния соевых продуктов на здоровье потребителей и ими приводились новые подтверждения благотворного действия соевых продуктов на самые распространенные заболевания современного человека. Особенно пристальное внимание исследователей традиционно обращают на себя изофлавоноидные соединения сои. По-видимому, именно они рассматриваются в качестве наиболее перспективных в будущем тысячелетии фитохических компонентов сои (см. раздел "Соя-продукт и лекарство").
Любопытные, на наш взгляд, данные были представлены директором Ассоциации производителей соевых продуктов питания Нэнси Чапмен. Она утверждает, что количество членов их ассоциации ежегодно возрастает на 40%, что внушает уверенность и оптимизм в том, что в будущем люди не перестанут производить и есть соевые продукты. Еще больший оптимизм внушает тот факт, что в период с 1980 по 1997 годы наблюдается удивительная тенденция ежегодного прироста потребления известных на Востоке и становящихся уже традиционными для США соевых продуктов питания - соевого "молока" и соевого сыра - "тофу" (как раз наше направление работ!) в среднем на 11%. В обзоре Объединеного Совета переработчиков сои (United Soybean Board) предсказывался ежегодный прирост потребления соевой муки - другой популярный соевый продукт - на уровне 4,5% в год.
Госпожа Чапмен полагает , что основными причинами увеличивающими перспективу потребления соевых продуктов являются следующие.
Достигнут научный консенсус о роли соевых продуктов в понижении риска заболевания остеопорозом, раком простаты, и раком груди;
Согласно данным департамента здоровья (США) (U.S. Department of Health and Human Services) наблюдается увеличение доли людей преимущественно потребляющих пищевые продукты на основе растительного сырья, особенно на основе сои (в США число людей потребляющих регулярно соевые продукты составляет около 26 миллионов людей);
В настоящее время в ресторанах и супермаркетах становятся доступными все более вкусные новые продукты питания из соевых бобов (первая причина увеличения потребления соевых продуктов в США и Европе - улучшение их вкусовых характеристик, а ценовая привлекательность стоит лишь на третьем месте после влияния их на обеспечение здоровья);
Новые правила департамента сельского хозяйства США(U.S. Department of Agriculture), которые вводят ограничение на уровень введения сои в мясные продукты.
В другом докладе, представленном Линдой Гилберт президентом компании Хилс Фокус, инк., приведены данные маркетинговых компаний и консалтинговых фирм о тенденциях развития рынка услуг в области производстве и продаж здоровой пищи, напитков и сопутствующих товаров этого направления. Представленные данные также более чем оптимистичны в отношении соевых продуктов питания, что основывается на следующих цифрах. В 1996 году в течение недели 5% покупателей использовали соевые продукты питания такие как тофу (обратите внимание, опять наше направление работ!) или темпе по сравнению с 4% в 1994 и 3% в 1992 году. Заметен рост потребления аналогов мясопродуктов из сои таких как сосиски, колбаски и котлеты для грилевания (Grillers), котлеты и бифштексы (Harvest Burgers). 15% населения потребляли эти продукты еженедельно в 1996 по сравнению с 9% в 1994 и 7% в 1992 годах. По оценкам докладчика современный американский рынок альтернативных мясных и молочных продуктов питания составит в 1999году 662 миллиона долларов по сравнению с 286 миллионами долларов в 1994, т.е. возрастет за такой мизерный временной отрезок более чем в два раза.
Ничего не скажешь. Замечательные темпы развития индустриального производства соевых продуктов питания.
Ничуть не менее захватывающая перспектива может ожидать и наш бурно развивающийся российский рынок продуктов питания нз сои. Остается только немного подождать, кто же, наконец, поймет современные тенденции развития этого рынка и начнет вкладывать не только смысл и чаяния, но и реальные масштабные финансовые средства в эту новую отрасль российской экономики. Очевидно, что эффект этих вложений может быть гораздо более большим, чем в другие традиционные производственные отрасли.
464
|